Сергей Миронов: из "источника знаний" учителя превратили в "поставщика услуги"
05 сентября 2022
Поддержка образования и науки – один из главных приоритетов нашей партии. Без думающей, мыслящей молодежи, у страны нет будущего. Поэтому мы всегда настаивали на развитии качественной и общедоступной системы образования. Сегодня, 1 сентября, в День знаний, было бы правильно еще раз напомнить о тех проблемах, которые нам необходимо решить. Тем более, что варианты решений у нас есть.
В нашей партии изначально рассматривали эту сферу как фундаментальную основу безопасности государства и развития личности в современном обществе. Но, в отличие от многих чиновников, мы понимаем, что образование – это не сфера услуг. Это системообразующий институт государства. Инвестиции в образование – это инвестиции в человеческий капитал. Вроде бы все на словах это понимают. На деле же нет. Наше предложение увеличить расходы на образование до 7% ВВП тоже почему-то игнорируется.
В эти дни я побывал на Донбассе, где вопрос образования сегодня является одним из ключевых. Регион переходит на новые, российские стандарты и правила. Можно было бы подумать о разработке мер поддержки тем учителям, которые поехали на освобожденные территории. Важно и качество образования. Много лет украинская пропаганда работала на отрицание совместной истории, наших общих устоев и традиций. Поэтому сейчас перед нами стоят следующие вопросы. Как рассказывать детям об истории отношений России и Украины? Как опровергать насаждаемые десятилетиями фейки? Какие учебники использовать? Я уже давно выступал с поддержкой учебного пособия для школьных педагогов-историков "Донбасс – сердце России". Считаю его важным шагом по пути интеграции России с новыми территориями. На страницах пособия честно рассказывается о нашей совместной с Украиной истории. Уделяется внимание судьбоносному выбору Богдана Хмельницкого и предательству Мазепы. Говорится о формировании и территориальных приобретениях украинского государства, современной украинской идеологии и практиках уничтожения всего советского и русского на территории "независимой" Украины. Дети Донецкой, Луганской, Херсонской, Запорожской, Харьковской областей должны знать правду о своих корнях.
Но и в нашем образовании еще много проблем. Со многими из них СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ – ЗА ПРАВДУ борется уже много лет. Но чиновники со своими бумажками и "партия власти" нас не слышат. Этот ЕГЭ, ставший воплощением ужаса для выпускников школ, следует отменить. Школу нужно отделить от ЕГЭ. Выпускник средней школы, который хочет дальше получить образование, вправе сдать ЕГЭ в специальных центрах вне школы.
Должны быть реально работающие механизмы поступления в вузы выпускников школ из сельской местности и небольших городов. Для этого можно бы было внедрить для них специальные квоты и систему льгот. Вызывает обеспокоенность и тенденция на сокращение образовательных учреждений. Особую озабоченность вызывает отсутствие равных стартовых возможностей и равного доступа российских граждан к образовательным ресурсам общества. Практически отсутствует система социальной поддержки студентов из малообеспеченных и проблемных семей.
Нужно поддерживать и учителей. Необходимо повысить оплату труда и уровень социальных гарантий педагогических работников до уровня государственных служащих. Кроме того, убежден в необходимости оплаты труда работников учебно-вспомогательного и младшего обслуживающего персонала образовательных организаций. Педагоги должны иметь право и на льготы, и на путевки, и на скидки. Но вместо этого, авторитет учителя в нашей школе продолжает падать все ниже и ниже. Из "источника знаний" учителя превратили в "поставщика услуги". Эту тенденцию нужно срочно прекращать.
По-прежнему пытаюсь добиться положительной реакции на свое предложение срочно увеличить число бюджетных мест в вузах. Положение дел в системе высшего образования не выдерживает никакой критики. Каждый год министерство обещает провести увеличение количества бюджетных мест, но существенных изменений до сих пор не произошло. В конечном итоге это ставит преграду на пути поступления в высшие учебные заведения талантливой молодёжи и тормозит реализацию программы импортозамещения.
Мы призывали Правительство и Минобрнауки не просто увеличить количество бюджетных мест, а сделать образование в стране полностью бесплатным. На этот счёт мы подготовили и внесли в Госдуму соответствующие законопроекты, но их рассмотрение блокируется. Хотя на форуме "Территория смыслов" все лидеры думских фракций поддержали мое предложение. Лидер КПРФ Геннадий Зюганов поддерживает, глава ЛДПР Леонид Слуцкий – за, представитель партии "Новые люди" Авксентьева – за, но с оговорками. Владимир Васильев – за, но, по его словам, надо посоветоваться с Правительством и найти деньги. Будем ждать осенней сессии, где надеемся на ответственность наших коллег по Госдуме.
История показала, что и наши предложения об отмене Болонской системы были правильными. Но, тут, как говорится, пока петух не клюнет, никто ничего не сделает. Жизнь показала, что эта система несет для нас катастрофическую угрозу. Мы с самого начала выступали за отказ от Болонской системы и сопутствующих ей реформ. Мы выступали против системы "бакалавриат плюс магистратура", которая формирует недоучек на уровне вузов. Уже и ректор МГУ им. М.В. Ломоносова высказался о том, что остается приверженцем специалитета, поскольку это позволяет готовить фундаментальных специалистов.
Со стипендиями в вузах откровенное безобразие. Обязательным предметом рассмотрения при принятии очередного бюджета станет вопрос увеличения студенческих стипендий. Сегодня минимальный размер стандартной стипендии для хорошистов обычно не дотягивает до 1600 рублей. Аспиранты же ведущих вузов получают по три тысячи рублей. И это вызывает лишь одно желание – забросить учебу и пойти искать подработку. А это, в свою очередь, напрямую влияет на качество выпускаемых молодых специалистов. Убежден, что стипендии студентов нужно повысить до уровня МРОТ!
Российское образование должно соответствовать высоким мировым образцам, не теряя лучших национальных традиций. Без качественных изменений, которые должны затронуть и экономическую, и социальную составляющую, добиться этого невозможно.