Про будущее тюменской "матрешки", как сокровищницы углеводородов
18 сентября 2015
Введение санкций со стороны США, под которые попали практически все крупные нефтегазовые компании, нанесло России серьезный урон. Заокеанские партнеры, от которых сегодня в значительной степени зависит техническое и технологическое перевооружение российских компаний, наносили свои санкционные уколы точечно. Главным инструментом давления оказались кредитные ресурсы.
Но, с другой стороны, хотелось бы предостеречь от сверхпанических настроений. Насколько я знаю, еще в середине нулевых наши крупнейшие нефтяные компании видели пороговые значения разведанных месторождений, где можно было "выплыть" на амортизации оборудования и технологий предыдущего поколения. В конце концов, советские нефтяники не бусами торговали. И уже 10 лет назад вложения в НИОКР для разработки собственных технологий по "тяжелой" нефти были возобновлены, и немалые. Другое дело, что времени не хватило. В этом вопросе нужна рука помощи со стороны государства.
Наши компании могут и вполне успешно конкурируют с иностранными нефтедобытчиками. В России нефть и газ добываются не только в условиях полярной ночи и метелей. Другое дело, из чего складываются издержки добычи. В мире прошло время розовых снов и никелированной трубы, которая втыкается в песок на пляже, а оттуда прямо в танкер заливается нефть.
Вспомните изумительную по своим свойствам легкую ливийскую нефть, во многом благодаря которой Каддафи мог позволить себе столько лет успешно решать внутри и внешнеполитические вопросы. И кто сейчас поручится за прежний минимум издержек на тех же территориях? К сожалению, мировая политика все чаще теснит чистую экономику. В России тот же баррель по себестоимости, конечно, дороже. Но у нас примесь политики минимизирована.
Сейчас цены на нефть не столько падают, сколько скачут. Такая синусоида характерна для двух-трех лет политической нестабильности, особенно если вопрос касается неопределенности будущего одного из крупных игроков, в то время как остальные даже в рамках единого союза ведут себя обособленно. Я имею в виду Иран и ОПЕК. Сейчас это в большей степени спекулятивные действия, демонстрация намерений.
Как будет развиваться ситуация дальше? Когда политический батут будет в очередной раз спрятан в ближневосточные закрома, цена вернется к значению в 72-75 долларов за баррель. Это перспектива примерно к началу 2017 года. Сегодня Минфин перестраховался и сверстал новый бюджет страны, исходя из значения 50 долларов за баррель на 2016 год. Корректировка составила минус 10 долларов по сравнению с предыдущим прогнозом. Поэтому, повторяю, такие качели – следствие не объективных экономических законов, а политических игр. Иногда даже сиюминутных. Сегодняшний рынок нефти – рынок условного Сороса.
Но даже если представить, что цена нефти упадет до 30 долларов за баррель, ничего страшного – выживем. Цена и существенно ниже опускалась, помнится. Другое дело, что и сверхприбыли нефтяников уходят в прошлое, и сама ситуация заставляет переключаться на внутренний рынок. Спрос есть. Достойной альтернативы углеводородам в мире пока не существует, наш регион сохранит статус федеральной сокровищницы. Цены попрыгают и вернутся на приемлемый уровень.
Но для того, чтобы отрасль могла чувствовать себя относительно нормально, в первую очередь, необходимо перестать воспринимать нефтегазовые предприятия как дойную корову. Есть пределы экономической эффективности, поэтому налоговые льготы не помешают ни добывающим, ни сервисным компаниям. Требуется налоговое стимулирование. Во-вторых, надо существенным образом сократить контрольно-бюрократические функции. На одного бурового мастера, уже приходится восемь проверяющих, слишком много ненужного бумаготворчества. И, конечно, с геологоразведкой пора решать вопрос, отрасль на пороге самого настоящего краха. Масштабы проходки в геологоразведочном бурении нужно как минимум удвоить. Нельзя тех же флагманов – Сургутнефтегаз и Лукойл – оставлять без господдержки. Они и без того свои объемы тянут, порой в убыток.